Словарь терминов

— Материалы, уровень измельченности (дисперсность) которых не соответствуют состоянию оболочки шара. Используют для изменения состояния оболочки (покрытия) шара.

 

— Автоматическая система для установки кеглей в определенном положении. Вариации названий от ведущих производителей в боулинге: КьюбикаАМФ (QubicaAMF) – пин споттэр (pin spotter), Брансвик (Brunswick) – пин сэттэр (pin setter).

 

— Дополнительное снаряжение для игрока: протектор, клей; тальк; подушечка для сушки рук; кондиционер для рук; тэйп; защитная лента; перчатка; позиционер; обувь; сменные подошвы, каблуки; чехлы для обуви; клинер; полотенце; нож, ножницы.

 

— Зона, где происходят все движения боулера до отпускания шара. Расположена непосредственно перед дорожкой и разделена с ней линией фола (заступа). Цифровые значения: длина составляет не меньше 15 футов и д.б. до круглых меток (4,57 м) +/- ? дюйма (1,27 см), в среднем 15,4 фута (4,68 м) +/- на неровность ? дюйма (0,75 см); длина от апроуча до шаровозвратника – средняя длина 10 3/16 дюймов (25,87).

 

— Движение шара на дорожке, при котором он пересекает зону стрелок между второй стрелкой (10 доска) и желобом, т.е. первые 10 досок дорожки.

 

— Устойчивость игрока во время движения и в позиции отпускания шара.

 

— Специальное ограждение дорожки с двух сторон, чаще всего для детей. Может выставляться автоматически. На официальных соревнованиях бортики не используются.

 

— Округление отверстия после сверления.

 

— Приставка к шаровозвратнику. Место, где размещаются шары во время игры, а также место куда возвращаются шары после окончания движения по дорожке.

 

— Игрок-спортсмен боулинга.

 

— От английского to bowl – катать, качение. Игра заключается в том, чтобы катящимся шаром сбить максимальное количество кеглей (кегли имеют специальную определенную форму). Существует 10-кегельный и 9-кегельный боулинг.

 

— Пространство на шаре обычно между отверстиями для безымянного и среднего пальцев. Норма для захвата фингер-тип – ? дюйма (0,635см).

 

— Согласованные движения игрока, приводящие к отпусканию шара на дорожку – первый бросок, второй бросок.

 

— Обычно не основной, не прицельный карман (для правшей между 1 и 2 кеглей, для левшей между 1 и 3 кеглей).

 

— Вариации разбивания кеглей шаром, определяющие нормальный, удачный, неудачный разбой кеглей. Например, при несколько слабом попадании шара в пакет 1 – 3 (16 доска вместо 17), результатом броска может быть: страйк – разбой считают удачным, оставшаяся стоять 10 кегля – разбой считают нормальным, сплит 7–10 – разбой считают неудачным.

 

— Точка (некоторая область), в которой происходит изменение траектории движения шара на дорожке. Обычно брэйк-поинтом называют самую удалённую от прицельной точки на пин дэке точку траектории шара по поперечной оси Х. Чаще расположена на последних 20 – 25 футов (6,09 – 7,62м) дорожки.

 

— Комбинация остатка кеглей. Например: 3-10, 2-7.

 

— Вариация релиза, при которой разворот оси шара происходит в направлении от тела игрока: у правшей направление вращения шара вправо от линии посыла, у левшей — влево.

 

— Имеет два значения. 1. Задняя часть дорожки изначально непокрытая кондиционером (непосредственно перед кеглями), на которой должен произойти хук (см дорожка). 2. В отношении шара – динамическая характеристика шара. Характер движения шара в задней части дорожки в результате хука. Чаще последние 20 футов (6,09м) дорожки.

 

— Разновидность игры. Формат командной игры из нескольких игроков, в которой каждый игрок осуществляет броски в установленном порядке, друг за другом. Например, для 5 игроков: каждый игрок имеет возможность сделать броски в двух фреймах: 1-6, 2-7, 3-8, 4-9, 5-10. Подсчет кеглей происходит как в обычной игре. Максимальный результат 300.

 

— Движение шара от выноса до пиковой точки свинга.

 

— Сложная комбинация остатка кеглей (не является сплитом), когда шар попадает в зону между 1 и 6 кеглей (обычно в 3 кеглю), оставляя различные вариации кеглей вместе с первой. Например: для правшей – 1-2-4-6-10, 1-2-4-10, 1-2-6-10 и др.

 

— Движение шара вокруг определенной оси.

 

— Попытка добивания остатка кеглей. Может осуществляться любым шаром, но чаще всего используется полиэстеровый шар (см.спэрный шар).

 

— Вывод шара со стартовой позиции игрока перед его нисходящим движением.

 

— Физический показатель вязкости кондиционера (выражается в Пуазах 1 пз = г/ (cм x с) = 0,1 H х с/м2): менее 20 – слабовязкий кондиционер, от 20 до 30 – средневязкий, свыше 30 – вязкий (обычно используется только в определенных типах машин).

 

— Фора, дополнительные очки, которые предоставляются определенной категории игроков организаторами турнира. Например, женщинам, детям, не достигшим 16-летнего возраста и лицам, определенной возрастной группы (например, игрокам старше 50 лет). Размер гандикапа определяется организаторами турнира и может не учитываться при переигровке фреймов. Официально не легализован. На турнирах ЕБТ (см. EBT) установлен единый официальный гандикап для женщин – 8 очков на 1 игру.

 

— Вариант атаки кеглей «легким» шаром (обычно весом 11-12 фунтов), при котором боулер передает шару большой наклон оси (около 60 — 90 градусов). Траектория движения шара практически прямая. Идеален для очень коротких вариантов кондиционирования дорожек, либо для плохо обслуживаемых дорожек.

 

— Автоматическая планка, убирающая кегли с дорожки.

 

— Характеристика шероховатости поверхности шара, которая информирует, насколько он отполирован или зашкурен. Примерные характеристики поверхности шара: далл (dull); мэт, скаф (mate, scuff); шин (shin); полиш (polish).

 

— Выполненные игроком два последовательных страйка в игре.

 

— Комбинации остатка кеглей 2-8, 3-9, 1-5.

 

— Один из основных используемых форматов стыковых матчей. Участник выбывает после двух поражений.

 

— Характеристика поверхности шара 600-800 грит.

 

— Изменение траектории шара после его столкновения с кеглями.

 

— Разница между самым большим и самым маленьким РГ для определенной модели шара. Она зависит не только от модели, но и от его веса. Шары с большим значением дифференциала РГ обычно предназначены для дорожек с большим количеством кондиционера. Величина дифференциала РГ – официально допустимое значение — 0,80.

 

— Величина, измеряющая участок прямолинейного движения шара по дорожке, до перехода его в хук (см. хук).

 

— Место движения шара и кеглей (после контакта их с шаром), а также место установленных (или удаленных) кеглей. Состоит из 39 досок, которые расположены перпендикулярно к линии фола (на старых комплектах редко встречается 40-41 доска). Условно делится: начальная часть дорожки, головная (heads); средняя часть дорожки (mid lane); задняя часть дорожки (back end); зона кеглей, пин дэк (pin deck). Цифровые значения: длина дорожки от линии фола до 1 кегли составляет 60 футов (18,28 м) +/- ? дюйма (1,27 см); длина от линии фола до заднего края пиндека – 62 фута и 10 3/16 дюйма (19, 15 м) +/- ? дюйма (1,27 см); ширина дорожки составляет 41 ? дюйма (1,054 м) +/- ? дюйма (1,27 см); отклонения на поверхности дорожки (неровности и выпуклости, а также перекрестные отклонения) 0,040 дюйма (0,01016 см).

 

— Составляющая часть дорожки. Количество всех досок 39. Является основным ориентиром игрока для выбора стартовой позиции и прицеливания. Нумерация досок обычно ведется справа налево для правшей и слева направо для левшей. Боулеры-правши обычно соотносят свое стартовое и конечное положение при разбеге по внутренней поверхности левой стопы, левши – по внутренней поверхности правой стопы. Цифровые значения: ширина одной доски – примерно 0,94 дюйма (2,286 см).

 

— Специалист, занимающийся подготовкой шаров для конкретного игрока.

 

— Процесс изготовления захвата на шаре для игроков (сверление шара) профессионалом-специалистом.

 

— Полуовальное углубление с двух сторон дорожки, откуда шар может вернуться к шаровозвратнику. Предохраняет от попадания шара на другую дорожку. Шар, единожды попавший в желоб, считается «мертвым» (dead ball). Результат такого броска ноль. Сбитые во время первого броска кегли «мёртвым шаром» выставляются полным комплектом на второй бросок (см. первый, второй бросок). Цифровые значения: ширина составляет 9 ? дюйма (23,495 см) +/- ? дюйма (0,635 см); ширина дорожки вместе с двумя желобами (с правой и левой стороны) составляет 60 1/8 дюйма (1,52 м); промежуток между дорожками одной пары равен от 9 до 10 ? дюймов (22,05 – 25,73 см).

 

— От конца средней части до начала пин дэка, около 20 футов (6,09м).

 

— Фрейм, в котором с одного или двух бросков игрока все кегли сбиты. В результате спэра в 10 фрейме игроку предоставляется один дополнительный бросок. В результате страйка в 10 фрейме игроку предоставляется два дополнительных броска.

 

— Зачеты игр в крупных командных соревнованиях, состоящие из суммы всех проведенных игр в команде и индивидуально (результат игрока являющийся суммой его пин фолов во всех зачётах командных соревнований). Например, когда игроки выступают по формату: игра в паре, тройке, команде (пять человек, плюс 1 запасной), а также индивидуальный зачет.

 

— Лента для защиты пальцев рук. Имеет разное назначение в зависимости от цвета и фактуры изготовления.

 

— Зона перед зоной разбега (обычно с набором кресел), где можно подготовиться к соревнованиям, к самой игре, анализировать свою игру, отдыхать между бросками. В эту зону разрешается вход игрокам, тренерам, техническому персоналу (например, во время турнира члену судейской бригады) и только в специальной обуви.

 

— Зона в конце дорожки, где расположены кегли (площадка для кеглей), расставленные треугольником. Также зона движения кеглей, после попадания в них шара. Цифровые значения: стороны треугольника кеглей 36 дюймов (91,44 см), +/- 1/8 дюйма (0,31 см); расстояние от центра 1 кегли до центра кеглей последнего ряда (7, 10 кегли) составляет 34 3/16 дюйма (86,52 см), +/- 1/16 дюйма (0,16 см); расстояние между кеглями от центра одной к центру другой равно 12 дюймам (30,48 см), +/- 1/16 дюйма (0,16 см).

 

— Условно делятся на аут сайд (out side), трэк (track), инсайд (inside).

 

— Состоит из 10 фреймов. Цель игры – набрать максимальное количество очков. Максимальный результат – 300 (когда 120 кеглей сбиты за 12 бросков в одной игре). Разновидности игры: бэкер (baker); страйк шот (strike short); русский боулинг (Russian bowling); мизер (low game, miser).

 

— Зона, в которой непосредственно происходит игра и подготовка к ней. Игровая зона состоит: зона игроков (player area); апр?уч, зона подхода, зона разбега (ap-proach); точки апроуча, круглые метки апроуча; линия заступа, фола (foul line); фол (foul); дорожка (lane).

 

— Игра, в которой все выставленные полные комплекты кеглей игрок сбил с первого раза (все броски страйки – всего их в игре 12). Результат игры – 300 очков.

 

— Движение шара на дорожке, при котором он пересекает зону стрелок левее 3 стрелки (левее 15 доски).

 

— Любые вставки в шар, чаще всего для среднего и безымянного пальцев.

 

— Фиксирует количество сбитых и оставшихся кеглей. Отображает результат броска на мониторе (чаще всего на оборудовании КьюбикаАМФ). На современном оборудовании Брансвик камеры на дорожках не установлены, эту функцию выполняют специальные датчики, расположенные на пин сэттэре.

 

— Любое прицельное место для попадания шара в кегли. Например, обычно для «хукового» броска (см. хук, хуковый боулинг) – попадание шара между 1 и 3 кеглей для правшей (основные доски 16 – 18), 1 и 2 кеглей для левшей (16 – 18 доска).

 

— Индивидуальные размеры игрока для захвата при сверлении шара.

 

— Предварительный этап соревнований (состоящий из некоторого количества игр), в котором, на основании суммы набранных очков, отбирается некоторая часть игроков для участия в следующих этапах турнира (количество игр зависит от регламента турнира).

 

— Необходимый элемент для игры. Расположены на пин дэке в виде треугольника с широким основанием на задней части дорожки. Количество кеглей, выставляемых на до-рожку – 10 (в десятикегельном боулинге и 9 – в девятикегельном). Все кегли, используемые на официальных соревнованиях, должны иметь одинаковую определенную форму, степень износа (не более 300 игр), маркировку и окраску фирмы производителя. Цифровые значения: высота – 15 дюймов (380-382 см) +/- 1/32 дюйма (0,8 мм); диаметр в самом широком месте – 4,755 — 4,797 дюйма (121 – 122 мм); диаметр основания – 2,25 дюйма (5,08 см); вес деревянной кегли или кегли с пластиковым покрытием – чаще от 3 фунтов 6 унций (1,37 кг) до 3 фунтов 10 унций (1,41 кг); вес каждой кегли в любом комплекте из 10 штук не должен меняться более чем на 4 унции (113,4 г).

 

— Игра, в которой все фреймы являются закрытыми.

 

— Очиститель поверхности шара.

 

— Кнопка для выставления нового полного комплекта кеглей. Чаще всего расположена на шаровозвратнике и/или мониторе управления. При очевидно неправильной визуальной установке или недостатке кеглей, игрок имеет право на их переустановку (на турнирах это действие выполняется членом судебной бригады).

 

— Количество полных оборотов, которое совершает шар при движении от линии фола до первой кегли. Устаревшая разговорная характеристика вращения шара, не учитывающая время движения шара по дорожке.

 

— Один из основных видов захвата. Обычный захват шара: захват по вторую фалангу чаще всего среднего и безымянного пальцев.

 

— Специально разработанные жидкости для защиты поверхности дорожки (для уменьшения трения шара и дорожки). Состоит из минеральных масел и добавок, или только масла. Понятие «масло» (oil) – разговорное определение кондиционера, осталось со времен, когда добавки в кондиционер не использовались.

 

— Смесь талька и магнезии. Для осушения рук и оптимизации скольжения пальцев в отверстиях захвата.

 

— Стиль игры, при котором боулер придает шару большую скорость вращения, обычно с большим углом захода шара в кегли. Траектория движения шара максимально изогнута.

 

— Эффект перемещения шаром части кондиционера на сухую зону дорожки во время игры.

 

— Защитная линия, разделяющая апроуч и дорожку. Цифровые значения: ширина этой линии от 3/8 дюйма (0,952 см) до 1 дюйма (2,54 см).

 

— Расположение захвата на шаре относительно его ядра.

 

— Состояние оболочки (покрытия) шара плохо отражающей свет, с коэффициентом шероховатости обычно от 1000 грит и ниже.

 

— Обычно послеквалификационный этап соревнований, в котором чаще всего два игрока играют друг против друга. Может состоять из одной или нескольких игр. Победителем является игрок, одержавший наибольшее количество побед или набравший наибольшую сумму очков.

 

— Машина для обслуживания (очистки) дорожки и нанесения кондиционера на дорожку. Существуют машины, выполняющие только одну из этих функций. Также дорожки могут обслуживаться вручную.

 

— Отлетающая кегля, сбивающая другую кеглю. Например: для правшей 1 кегля сбивает 10, 2 – 9, 2 – 4, у левшей 1 – 7 и др.

 

— Разновидность игры. Тренировочный формат игры. Необходимо показать наименьший результат во время игры, пытаясь сбить одним броском 1 кеглю. При попадании в желоб при 1 броске засчитывается страйк, при не попадании ни в одну кеглю во втором броске засчитывается спэр. Лучший результат – 20.

 

— Характеристика поверхности шара 800-1200 грит.

 

— Угол между осью вращения шара и горизонтальной плоскостью.

 

— Негативная точка оси вращения шара. Точка, расположенная слева от захвата, при расположении отверстия для фингеров сверху, отверстия для тамба снизу.

 

— От линии фола до начала средней части дорожки, около 20 футов (6,09м).

 

— Расстояние, которое проходят средний и безымянный пальцы вокруг оси вращения шара после выхода большого пальца.

 

— Ось вращения шара в конкретный момент движения, перпендикулярная треку шара. Она пересекает поверхность шара в двух точках.

 

— Разрешено максимум 12 отверстий: под каждый из пяти пальцев, вентиляционные отверстия под каждый палец, балансировочное отверстие и тест-отверстие для контроля техническим делегатом турнира.

 

— Фрейм считается открытым, если после двух попыток (бросков игрока) осталась стоять, хотя бы одна кегля.

 

— Позитивная точка оси вращения шара. Точка, расположенная справа от захвата, при расположении отверстия для фингеров сверху, отверстия для тамба снизу.

 

— Осью вращения называется линия, вокруг которой вращается шар. Вращение шара иногда раскладывают на следующие составные части относительно направления его движения, которые в разговорной речи называют: поступательное вращение (forward-roll); боковое вращение (side-roll); поступательное и боковое вращение.

 

— Попытка сбить наибольшее количество кеглей. Происходит всегда в полный комплект кеглей.

 

— Запломбированное технологическое отверстие в шарах с ядром, обозначающее ось ядра шара (в виде небольшой точки другого цвета на шаре).

 

— Физический показатель поверхностного натяжения. Этот показатель необходим для определения свойств кондиционера поддерживать форму распределения на дорожке (выражается в 10-3 Н/м).

 

— За спэр начисляется 10 очков, плюс число кеглей сбитых игроков при последующем броске шара. Один страйк оценивается в 10 очков, плюс число кеглей, сбитых игроком за последующие два броска. Два последовательных страйка (дабл) – в этом случае за первый страйк начисляется 20 очков, плюс число кеглей сбитых игроком при первом броске шара после второго страйка. Три последовательных страйка (трипл) – в этом случае за первый страйк начисляется 30 очков (максимально возможные очки во фрейм 1 страйка). В 10 фрейме дополнительные броски в случае страйка или спэра учитываются только в этом фрейме (даже если в этом фрейме будут выбиты подряд 2 или 3 страйка). Подсчет большего количества страйков чаще осуществляется при помощи сложения даблов. Условные обозначения записи результата: «Х» – страйк; «/» – спэр; «?» – не попадание в кегли; «7» – сплит; «F» – заступ

 

— Поддерживает сухость рук во время игры, содержит магнезию, усиливает сцепление в местах контакта пальцев с отверстиями.

 

— Вариация согласованности движений, когда игрок приходит в позицию релиза намного раньше, чем шар.

 

— Позиция игрока при отпускании шара на дорожку.

 

— Специальные материалы для покрытия внешней оболочки шара. Основные покрытия – «реактивированный» полиуретан, полиуретан, полиэстер.

 

— Состояние оболочки (покрытия) шара хорошо отражающей свет, с коэффициентом шероховатости обычно от 1000 грит и выше.

 

— Шар, покрытие которого выполнено из полиуретана или реактивного полиуретана (в разговорной речи используют термин уретан, вместо полиуретана).

 

— Характеристика поверхности шара от 1500 грит.

 

— Шар с полиэстеровым покрытием, часто с яркими рисунками на поверхности или с декоративными вставками (например, цветы, пиво, перчатки и др.). Состоит из трех компонентов: материала наполнителя, утяжелителя и оболочки. Современные полиэстеровые шары не имеют весового блока Идеален для начинающих игроков. Чаще всего используют для второго броска, но может быть основным шаром в арсенале игрока. В разговорной речи используют термин пластиковый шар.

 

— Вариация релиза с длиной трэка чаще 20-23 дюйма. Наклон оси вращения около 20-30 градусов.

 

— Вариация релиза с длиной трэка около 20 дюймов. Наклон оси вращения около 30 – 45 градусов.

 

— Направление вращения совпадает с направлением поступательной скорости (ось вращения перпендикулярна направлению движения).

 

— Это частные случаи разворота оси вращения. Соотношение бокового и поступательного вращения вместе с поступательной скоростью и скоростью вращения характеризует игрока.

 

— 1. Вход в игровую зону разрешен только в специальной обуви, выход из зоны во время игры в специальных бахилах. 2. Соблюдать правила безопасности на дорожке (особенно опасны шаровозвратник и разлитые жидкости, сыпучие вещества в игровой зоне). 3. Запрещено портить техническое оборудование, инвентарь. 4. Запрещено выходить на апроуч не для выполнения броска или пробы скольжения. 5. Пропускать игрока справа на дорожке, который готовится к броску (входит в правила игры). 6. Не переступать линию фола. 7. Быть вежливым. 8. Не отвлекать боулеров разговорами во время игры. 9. Без разрешения не использовать чужие аксессуары и оборудование (и др.) 10. Во время турниров наказуемо отставание темпа обычно более чем на четыре фрейма от лидера или два фрейма от предпоследней пары дорожек. При опоздании на игру более чем на пять фреймов, игрок не допускается к участию в соревнованиях (на усмотрение организаторов турнира).

 

— Границы нанесения покрытия на дорожку находятся в интервале от 28 футов (8, 5м) до 45 футов (13,71м). Любая длина в этом интервале является допустимой по стандартам WTBA. Толщина покрытия в любом месте наложения должна быть не менее 5 юнитов (выражается в унциях на квадратный дюйм).

 

— Ось вращения, вокруг которой вращение шара стабильно. Проходит вокруг точки самого высокого РГ (см. РГ).

 

— Частицы из разнообразного материала добавляемые в покрытие (оболочку) шара. При движении шара по дорожке они увеличивают трение шара через кондиционер. Для этого используют стекло, керамику, слюду, резину и др.

 

— Шар с про-активным покрытием. Разрабатывается на базе реактивных, с добавлением в покрытие (на поверхность) специальных материалов (про-активных частиц).

 

— Шар без весового блока, который предоставляют боулинг-центры для игры. Чаще всего изготовлен из полиэстера или уретана.

 

— Лак для защиты от механических повреждений кожи (трения). Накладывается на места интенсивного взаимодействия пальцев и отверстий.

 

— Игрок, который выставляется для игры вне зачета (не имеет права в дальнейшем участвовать в этих же соревнованиях). Чаще всего выставляется организаторами турнира для удержания темпа игры.

 

— Вариация согласованности движений, когда игрок приходит в позицию релиза позже, чем шар, или не успевает в нее прийти.

 

— Стыковые игры с определенным количеством игроков, которые играют между собой по кругу, каждый с каждым по очереди (схема разрабатывается организаторами турнира). Очки начисляются, например, бонусом за победу – обычно дополнительно 30 очков (реже 20), добавляемые к пин фолу (конечному результату); 15 или 10 очков за ничью, 0 – за проигрыш; иногда дополнительно прибавляется 5 очков за результат 200 и более, 10 – за 250 и более.

 

— Показатель распределения массы внутри шара относительно конкретной оси. Обычно указывается минимальное РГ. У шаров с высоким РГ (2,6 –- 2,8) масса распределена ближе к поверхности. Такому шару труднее «придать вращение», и он медленнее реагирует на трение с дорожкой. У шаров с низким РГ (2,4 – 2,5) масса ближе к центру шара. Такому шару легче «придать вращение», и он быстрее реагирует на трение с дорожкой. Величина РГ – от 2, 430 дюйма до 2,800 дюйма для шаров с весом

 

— Шар с реактивным покрытием, состоящим из сложных композитных материалов на основе полиуретана.

 

— Результат взаимодействия (трения) шара с дорожкой во время его движения. При этом изменяются: поступательная скорость (обычно уменьшается), скорость вращения (обычно увеличивается), ось вращения (обычно стремится повернуться перпендикулярно поступательному движению шара и принять горизонтальное положение) и траектория движения шара по дорожке (обычно выпрямляется к окончанию движения шара).

 

— Правила проведения турнира, включающие в себя формат соревнований, место и время проведения, условия отбора игроков от этапа к этапу. Разрабатываются судейской бригадой до проведения соревнований. В течение турнира регламент не подлежит изменению.

 

— Конечный результат игрока за одну игру или несколько игр. Для блока игр результаты всех игр блока суммируются. Являются основным параметром при подведении итогов соревнований. Например, текущие рекорды России: одна игра – 300 очков, 3 игры – 862 очка, 6 игр – 1546 очков, 8 игр – 2035 очков.

 

— Выпуск, отпускание шара с руки игрока на дорожку. Результатом релиза могут быть следующие вариации: фулл-роллер (full-roller); полу-роллер (semi-roller); спиннер, геликоптер (spinner, helicopter); полу-спинер (semi-spenner); бэк-ап (back-up).

 

— Имеет несколько значений: 1. Конечное движение шара после завершения хука (в данном случае является синонимом хук-аут). Одно из самых распространенных значений. 2. Все изменения характеристик шара в течение его движения (от линии фола до кеглей): ролл хороший (good ballroll); ролл проблемный.

 

— Неэффективное или сложно контролируемое движение шара в данных условиях.

 

— Эффективное в данных условиях движение шара.

 

— Разновидность игры. Формат игры, состоящий только из первого броска. Результат фрейма записывается за количество сбитых кеглей, но за сбитый полный комплект кеглей (страйк) дается 20 очков. Максимальный результат – 200.

 

— Сверление шара под захват игрока. Основные виды захватов: конвеншенэл (conventional); семи-фингер; фингер-тип.

 

— Качание шара. Состоит из движения шара вниз, вверх, до пиковой точки (самой высокой точки), вниз – до момента релиза.

 

— Один из основных видов захвата. Захват шара на 1,5 фаланги чаще всего среднего и безымянного пальцев, достаточно старый способ сверления.

 

— Эффект разделения выхода из шара сначала большого, затем остальных пальцев. Чем больше время разделения, тем больше вращения можно задать шару.

 

— Выполненные игроком два и больше последовательных страйка в игре.

 

— Один из основных используемых форматов стыковых матчей. Участник выбывает сразу после поражения.

 

— Количество оборотов вокруг оси вращения, которое шар совершает в единицу времени. Измеряется в оборотах в минуту (об/мин): до 250 оборотов/мин – низкая скорость вращения, от 250-350 – нормальная, от 350-500 – высокая, свыше 500 – экстремально высокая.

 

— Цельная вставка для сверления в ней отверстия под большой палец.

 

— Вариация релиза, особенно распространенная в Азии. Движение релиза происходит вокруг вертикальной оси шара. Шар направляется к кеглям чаще всего по прямой линии. Размер трэка чаще 10 дюймов и менее. Наклон оси вращения около 60 – 90 градусов.

 

— Сложная комбинация остатка кеглей (без первой кегли) в результате первого броска, когда между оставшимися стоять кеглями, сбита хотя бы 1 кегля.

 

— Расстояние на шаре между отверстием под большой палец и отверстиями под средний и безымянный пальцы.

 

— Результат второго броска шара (добивание кеглей), при котором на пин дэке не остаются стоящие кегли.

 

— Термин используют в разговорной речи. Шар с полиэстеровым покрытием. При употреблении этого термина важно понимать, что спэрным шаром может быть любой шар из арсенала игрока

 

— Результат первого броска шара, сбивающий все десять кеглей (на дорожке не остаются стоящие кегли).

 

— Разновидность игры. Формат игры, состоящий только из первого броска. При попадании шаром в 1 кеглю результат фрейма равен удвоенному количеству сбитых кеглей. Максимальный результат – 200.

 

— 7 небольших стрелок, треугольников, расположенных на расстоянии 15 футов от линии фола. Главные метки игрока при точечном прицеливании во время броска шара. Стрелками отмечена каждая пятая доска: 1 стрелке соответствует 5 доска, 2 – 10, 3 – 15, 4 – 20, 5 – 25, 6 – 30, 7 – 35. Цифровые значения: расположены за точками (круглыми метками) непосредственно на дорожке на расстоянии от линии фола обычно около 15 футов (4,57 м).

 

— Стиль игры, при котором боулер придает шару небольшую вращательную скорость, обычно с небольшим углом захода шара в кегли. Траектория движения шара изогнута незначительно.

 

— Часть соревнований, когда игроки играют друг с другом по определенной схеме (разработанной организаторами турнира) на выбывание из турнира (навылет). Основные используемые форматы стыковых матчей – сингл элиминэйшн (single elimination), дабл элиминейшн (double elimination).

 

— Формат, вариация проведения финальных игр соревнований. Игроки играют матчи (обычно из одной игры) последовательно с игроками, имеющими наименьший предварительный результат, двигаясь к наивысшему. Например, игрок с 4 результатом во время турнира, играет с игроком с 3 результатом за право продолжить соревнования. Победитель матча выходит играть с игроком, занявшим 2 место за право встретиться лидером турнира. Далее победитель этой игры ведет борьбу за первое место с лидером предварительных этапов соревнований.

 

— Общая сумма очков, набранная игроком в течение нескольких этапов соревнования.

 

— Информационное табло, которое отображает счет во время игры, а также содержит информацию о текущей игре (например, указывает очередь и переходы игрока во время игры, окончание игры, скорость шара).

 

— Согласованность движения шара с движениями игрока при подходе к линии фола до момента релиза. Чаще состоит из: тайминг выноса (push-away timing), тайминг свинга (swing timing), тайминг релиза
(release timing).

 

— Согласованность движений игрока на последнем шаге до моменте отпускания шара.

 

— Согласованность движений тела игрока относительно качания шара до пиковой точки.

 

— Поддерживает сухость пальцев, способствует улучшению скольжения. Запрещено использовать в игровой зоне.

 

— Отверстие под большой палец.

 

— Индивидуальное место для прицеливания используемое игроком. Чаще всего находится в зоне стрелок.

 

— В зоне разбега перпендикулярно апроучу расположены 3 ряда точек (круглых меток) для ориентации движений боулера. Их максимальное количество – 7 в одном ряду. Расстояние между каждой точкой – 5 досок (см.доска). Общий центр апроуча и дорожки чаще всего обозначен самой большой точкой (20-ая доска, на пин дэке (см. пин дэк) на этой доске расположена 1 кегля). Цифровые значения: расстояние 1 ряда от апроуча – 2 — 6 дюймов (5,8 см – 15,24см), 2 ряда – 11 — 12 дюймов (ок.30см), 3 ряда – 14 — 15 дюймов (35,56 – 38,1см); диаметр каждой точки составляет около 1/2 дюйма; расстояние между центрами точек – около 4,5 дюйма (11,43см).

 

— Стиль игры промежуточный между крэнкером и строкером.

 

— 10 круглых меток в виде точек, расположенные между линией фола и стрелками. Цифровые значения: расположены непосредственно на дорожке, параллельно апроучу, на расстоянии от линии фола 7,2 футов (ок. 2,18 м).

 

— Линия движения шара по дорожке. Относительно дорожки траекторию, в каждый момент времени, характеризует координата шара по двум осям – поперечной оси Х (координата выражается в досках 1-39, или их долях) и продольной оси Y (координата обозначается в футах 0-62, или их долях).

 

— Выполненные игроком три последовательных страйка в игре.

 

— Визуальные отметки на шаре, которые показывают места соприкосновения его поверхности с дорожкой в результате движения.

 

— Лента для вклейки в отверстия шара для изменения трения пальцев внутри отверстий и размера отверстия. Различается по размеру, цвету и фактуры (шероховатости).

 

— Один из основных видов захвата. Захват шара за первую фалангу чаще всего среднего и безымянного пальцев.

 

— Отверстия для других пальцев.

 

— Потенциал перемещения положения первоначальной оси вращения (в момент отпускания шара) к положению оси вращения в заключительный момент движения шара по дорожке (в момент соприкосновения с кеглями). Определяется дифференциалом РГ. Шары с более высоким потенциалом подходят для дорожек с большим количеством кондиционера, с более низким потенциалом – для сухих дорожек.

 

— Эффект, при котором смещается ось вращения в процессе вращения шара. Расхождение трэка на несколько последовательных отпечатков, каждый из которых соответствует конкретному обороту (см. флеа потенциал).

 

— Заступ какой-либо части тела игрока (или его одежды) на дорожку, касание игроком какой-либо части конструкции здания за линией фола. При заступе автоматически срабатывает звуковой и (или) световой сигнал. Если произошел заступ, то результат такого броска ноль (не засчитывается).

 

— Движение шара от пиковой точки свинга до релиза

 

— 1/10 часть игры. Попытка сбить один выставленный полный комплект кеглей. В каждом фрейме предоставляется максимум 2 броска. Если при первом броске сбивается полный комплект кеглей, второй бросок не предоставляется. Во фрейм записывается результат игрока по сбитым кеглям, а также бонусные очки в случае страйка и спэра. Фрейм бывает – закрытый фрейм (filled frame, mark), открытый фрейм (open frame).

 

— Устаревшая вариация релиза, при которой трэк проходит между фингерами и тамбом. Длина трэка около 26 дюймов. Обычно без наклона оси вращения.

 

— Эффект изменения траектории шара (во время его движения на дорожке) в результате разницы между направлением движения и направлением вращения шара (траектория движения в виде дуги, крюка).

 

— Завершающая часть движения шара (прекращение хука) на дорожке, на которой его направление уже не меняется (происходит качение шара).

 

— Не абсолютная условная величина, показывающая максимальное количество досок, на которое изменяется направление движения шара.

 

— Вариант атаки кеглей чаще «тяжелым» шаром (обычно весом от 14 до 16 фунтов), при котором шар движется по дуге, создавая угол захода в кегли около 2 – 6 градусов. Целесообразен на нормально обслуживаемых дорожках с длиной кондиционирования более 30 футов. Наклон оси шара чаще менее 45 градусов. Варианты хуковой игры: крэнкер (cranker); строкер (stroker); твинер (tweener).

 

— Маркер на шаре, под которым находится центр масс. Если шар положить на абсолютно гладкую и горизонтальную поверхность, то эта точка окажется в месте соприкосновения шара с поверхностью.

 

— Механический аппарат, поднимающий шар после окончания движения на болл рэк (см. болл рэк)

 

— Характеристика поверхности шара 1200-1500 грит.

 

— Обработка поверхности шара абразивными материалами с целью повышения или понижения шероховатости поверхности шара.

 

— Дополнительное отверстие для балансировки шара, для приведения шара в соответствие с принятыми стандартами WTBA.

 

— Внутренняя часть шара, которая обеспечивает его динамические характеристики. Различается по форме и материалу изготовления. Может состоять из большого числа элементов.

 

Возможность комментирования заблокирована.